Эссе Раимовой Дарины из Нового Уренгоя в номинации «Древние сказания Ямала»

Ямал в переводе с ненецкого означает «Край Земли». Это полуостров суровых морозов и сильных ветров, озёр, богатых рыбой, и щедрого леса. Здесь не встретишь могучих дубов, лишь тоненькие берёзки-коротышки. Здесь два повелителя: верховный Бог Нум и Бог смерти и несчастий Нга. Да, конечно, Боги – это мифы коренных народов Ямала. У них очень интересные обычаи, традиции, культура и творчество. Они помогают нам лучше узнать об их быте и представлении о мире. Сегодня мы остановимся на одном из самых главных источников формирования видения мира для народов Ямала – это сказания, легенды и мифы.

Вообще мифы и легенды это одни из разновидностей сказания. Это вымышленные, часто фантастические истории, с установкой на достоверность сказания Ямала часто похожи на сказки для нас, но для местных жителей это были источники получения знаний о мире. Это связано с тем, что у людей не было научного объяснения природным явлениям, поэтому они объясняли все явления вокруг себя, связывая их с богами и другими высшими силами. Народы Ямала были язычниками. Так, например ханты считали, что бог Нум три раза пытался создать людей. В первый раз созданные люди стали лесными людьми, во второй раз он создал людей, сплошь покрытых волосами, но потом те поели запрещённые богом «ягоды лесных людей», потеряли волосы и стали жертвами холода и сырости. На третий раз Бог сплёл из прутьев скелет, покрыл его слоем глины и дунул на него. Фигуры пробудились и стали людьми. Ещё очень важным является тот факт, что у разных народов севера были свои легенды, свои мифы и у каждого своё особенное объяснение одинаковых событий. Например, то же сотворение живого на земле ненцы представляли по-другому. Они считали, что Бог, сидящий посреди красного, словно кровь, неба, решил создать Землю. Бросил небольшой кусочек в воду, а земля-то разрослась. Тогда Бог решил создать на Земле живое и создал разные виды животных, а потом их стало больше и появились люди. И чтобы побороться с перенаселением Земли, Бог создал болезни.

Ещё одной важной задачей мифов и легенд было воспитание последующего поколения. В них часто содержались нравоучения и запреты. Например, легенда о «Чёртовом озере». Ненецкая легенда.

«Рассказывали жители самого удалённого и труднодоступного на Ямале таёжного района про молодого учёного-этнографа из Санкт-Петербурга, который ослушался советов стариков, за что и был наказан. Именно в этом районе расположены Чёртовы озера — священные места как для ненцев, так и для селькупов. Озера, надо сказать, странные. Мало того, что вода в них иногда даже зимой вдруг нагревается до «плюс десяти», происходят там и иные необъяснимые вещи. Видели в районе Чёртовых озер маленьких человечков, которые заводят охотников в непроходимые дебри тайги. Рассказывают о странных звуках: как будто кто-то окликает человека по имени, а повернешься — нет никого. Стихия и та отмечает эти места: если вокруг озера идет дождь, то на воду не упадет ни капли, и наоборот. Так вот. Петербургский этнограф собрался поехать на Чёртовы озера, чтобы самому убедиться в их феноменальности. Старики предупреждали его, что время он выбрал неподходящее (как раз рыба на нерест шла), духов, мол, потревожишь. Ученый не послушался, добрался до озер, сделал множество фотоснимков и вернулся, бравируя, целый и невредимый. Но спустя некоторое время на его руках стали появляться открытые раны, которые долго не заживали. Вернее, зажив в одном месте, появлялись в другом. Врачи сбились с ног, придумывая лечение. А старики только головами качали: “Ведь мы предупреждали!”.»

Эта легенда накладывает запрет на посещение Чёртова озера в определённое время, а также учит тому, что нужно прислушиваться к советам более старших и мудрых людей.

Помимо этого, в легендах часто отражаются суеверия и обряды. В основном они связаны с Богами и с нежеланием их разгневать. Для коренных народов Ямала это было очень важно. Ведь мы уже поняли, что все явления в мире они связывали с высшими силами. Так, например, чайка по одному поверью была добрым посланником Ветра-Царя, она показывала куда дует ветер и помогала ловить рыбу. За это рыбаки должны были угощать её уловом. А по другому поверью чайка – несущая недобрые вести птица. Залетавшую в дом чайку следовало убить.

Ямал – богатый сказаниями край. Легенды и мифы – неотъемлемая, очень важная часть культуры народов Ямала. Это огромный пласт, которому можно посвятить много дней, недель и годов для изучения. Мне было очень интересно искать, читать и анализировать произведения фольклора Ямала.